Рисование для детей. Нетрадиционные техники рисования

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Дети и рисование. Нетрадиционные техники рисования

Дети и рисование. Нетрадиционные техники рисования

 Рисование для детей. Нетрадиционные техники рисования

 

Сегодня у меня в гостях замечательный педагог, Морина Ирина Владимировна. Все ее воспитанники умеют, а главное очень любят рисовать, и более того, регулярно принимают  участие и занимают призовые места в городских выставках  на фестивалях.

Морина Ирина Владимировна

Морина Ирина Владимировна

-Здравствуйте, Ирина Владимировна, скажите, чем так хороши занятия рисованием для ребенка, какие возможности перед ним открываются если заниматься регулярно изобразительной деятельностью.

- Мы, педагоги, хорошо знаем, что все дети изначально талантливы, и очень важно заметить и прочувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно больше проявить их на практике, в реальной жизни.

А занятия по изобразительному искусству учат чувствовать красоту и гармонию окружающей среды. Рисуя ребенок развивает воображение, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, фантазию и другие творческие способности .

- В своих занятиях Вы используете нетрадиционные техники, расскажите для чего, разве кисти красок и бумаги недостаточно, чтобы научиться рисовать?

- Отвечая на этот вопрос  хочется отметить, что по диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90% оригинальных ответов, в семилетнем -20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это завлекает их и вовлекает в творческий процесс.

- Расскажите нам немного о техниках, которые  Вы используете в своей работе с детьми.

- Самый любимый в раннем возрасте прием – это

1. рисование пальчиками

Например, если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко… Если раскрыть ладонь а выпрямленные пальцы раздвинуть в стороны получится замечательный заборчик!… А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе с малышом.

нетрадиционные техники рисования

нетрадиционные техники рисования

2.  Есть еще замечательная техника– работа с косметическими палочками (палочки с ватными тампонами) . Ее обычно используют при изображении орнамента или декорирования предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. В данной технике можно получить даже мозаичное изображение.

Рисование вместе с детьми

Рисование вместе с детьми

3. Очень любят дети создавать орнаментальные рисунки с помощью печатания штампами.

В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки. Штампы могут быть как недолговечными, так и долговечными.
Недолговечные делаются обычно из твердых разрезанных пополам  фруктов или овощей. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, дети старшего возраста могут попробовать вырезать на нем узор. Ребенок может воспользоваться ложкой, карандашом, тупыми ножницами или пластмассовым ножом с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампика смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге.

А для декорирования открыток, упаковочной бумаги в качестве штампа очень хорошо использовать стручки перца. Забавно изогнутые линии среза придадут работе загадочность и неповторимость.

Долговечные же штампы проще всего изготовить из пробки или ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора. Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, надо только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив себе какие удивительные следы они могут оставить.

Так деревянная катушка от ниток оставит след похожий на колесо, а обыкновенная пуговица-кружочек с двумя или четырьмя точками.

Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее  краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две цветные дорожки. А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. Напимер, можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.

4. Печатание валиком привлекает своей масштабностью, раз ,два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.

5. Использование бросового материала в художественно – творческой деятельности детей, разнообразно.  К большому списку доступных материалов – приспособлений для изобразительной деятельности, можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов. Применение таких помощников в рисовании очень нравится  дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка и колесо, и мячик, стоит только раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка.

- Ирина Владимировна, я знаю, что Вы в своей практике используете кляксографию, расскажите  чем эта техника так хороша детям, вроде – бы клякса кляксой, напачкал просто лист бумаги, что в этом такого?

- Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем, уже 3х летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?» ,  «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

-  Вы нам так много и подробно рассказали о нетрадиционных приемах в изобразительной деятельности, думаю, некоторым родителям уже пришли идеи, чем занять своих  детей  в выходные. Я знаю, что это лишь малая  часть Вашего опыта,  и одного интервью было бы недостаточно, чтобы освятить тему полностью, но все же  расскажите коротко нам еще про несколько методов.

- Хорошо, давайте «пробежимся» по самым интересным:

1. Метод  монотипии

Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем.  Краска должна быть густой и яркой. И сразу же,  пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу, как бы промокают рисунок, а затем поднимают.

2. Метод ниткографии

Существует этот метод в основном для девочек. Вначале делается  из картона экран размером  25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану необходимо подготовить мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной – совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу.

3. Так – же  по своему интересен метод  рисования на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге, нежели на сухой.

Хорошо дети отзываются на предложение нарисовать рисунок поролоном, мелками, пальцами, старыми зубными щетками, пульвелизатором,  тряпочкой. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки. В общем – то остановиться сложно  столько всего интересного существует для творчества, просто бери и рисуй.

Спасибо, Ирина Владимировна за такую интересную работу с детьми, и подробное интервью, ну а мы с удовольствием будем ждать от Вас мастер классы после окончания летних каникул  по нетрадиционным техникам рисования.

Так же, на тему нетрадиционные техники рисования можно почитать статьи:

 

Подпишись на обновления сайта. получай новые статьи себе на почту.

9 комментариев

  1. Сейчас огромное количество методик и способов для развития творчества у детей. Хорошо если рядом с ребенком еще грамотные наставники в детском саду или родители не занятые постоянно зарабатыванием денег. Тогда в ребенке можно развить очень многие способности.

  2. Меня очень заинтересовала нетрадиционная техника рисования. Так много дает она возможностей для творчества

  3. [...] Как  я и обещала,  рассказываю о небольшом эксперименте  с детьми.  Он состоял в освоении ребятами нетрадиционного метода рисования – монотипия.  Кстати, подробнее о нетрадиционных техниках рисования Вы можете прочитать  в статье с увлекательным интервью Ирины Владимировны. [...]

  4. Отличная статья — даже для взрослых — не только для детей.

  5. Когда мой сын был по меньше, он тоже любил рисовать красками тогда не только лист был разрисован, но и стол и обои. Если бы я тогда знала, что существует столько техник рисования.

    • admin:

      Анна, к сожалению или к счастью, все эти техники рисования применимы так же и к обоям всех видов,ну а знаниями можно и сейчас воспользоваться))

  6. Очень интересная и полезная статья! К примеру, дома у нас кисточек нет, а красок — на любой вкус и цвет, как говорится! Пальчиками не очень хочется: краски гуашь и акварель в основном. А то, что можно и «ватными палочками», и о методе монотипии — даже не знала… Спасибо большое за дополнительные знания ;)

  7. Ой какие дети счастливые были когда ладошками рисовали

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *