Раннее развитие речи

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
 раннее развитие речи ребенка

раннее развитие речи ребенка

Раннее развитие речи

В настоящее время,  по статистике все большее и большее количество детей страдают нарушением  развития речи. Это обусловлено многими факторами, такими как   недостаточное речевое общение с ребенком, слишком  шумное окружение, недостаток положительных эмоционально положительных контактов, задержка в развитии, нарушения функций участков головного мозга, или поражения нервной системы.

В этой статье будут освещены  такие вопросы: как развивать речь ребенка в раннем и последующем возрасте, на что необходимо обратить внимание родителям маленького ребенка, какие существуют этапы развития речи в раннем возрасте.

Когда мы говорим о развитии речи, надо понимать, что в ее формировании  вовлечены многие участки головного мозга, и каждый участок имеет свою уникальную функцию. Поэтому, для того чтобы развивать этот навык, необходимо воздействовать на разные его участки. Это означает, что развивая , например, мелкую моторику, память, внимание мы в этот момент косвенно тоже развиваем речь у ребенка.

У детей на первом году жизни развитие речи протекает  этапом ее понимания, т.е. процессом установления связи между словом произносимым взрослым и предметом. В этот момент мы говорим о среде в которой находится ребенок. Малышу необходимо  слышать  речь  и с ним обязательно надо много и  часто общаться. Только  при наличии речевого окружения могут формироваться  и развиваться необходимые навыки.

В младенчестве для общения с ребенком можно использовать различные потешки,пестушки с приемом массажа , петь колыбельные песни. И описывать словами происходящее. Например мама переодевая ребенка рассказывает что она делает: Сейчас мы оденем  кофточку, просунем в рукав одну ручку. Одета наша ручка, теперь давай вторую одевать… и т.д.

Существуют возрастные этапы, на которых можно заподозрить задержку в развитии речи ребенка

К трем месяцам  дети уже хорошо реагируют на знакомый голос человека. Но если ребенок  не поворачивает голову когда Вы обращаетесь к нему, и не ищет Вас глазами, то это должно насторожить родителей. Так- же поводом обратиться к врачу является Если:

1. к  4-6 месяцам не появляются лепетные звуки Б, П, М и малыш не ищет источник звука.

2.К семи месяцам ребенок не узнает голоса близких людей.

3.К 10 месяцам отсутствует лепет, и ребенок не повторяет за взрослым слоги.

4.К возрасту 1,5 года не реагирует на вопросы «Где?».

5.К двум годам не может строить фразы из 2 -3 слов, не понимает элементарные словесные команды.

Обычно к 1,5- 2 годам формируется самостоятельная речь, которая является одним из важных признаков перехода от младенчества к раннему возрасту. В этом возрасте есть некоторые  особенности, которые следует учитывать:  в пассивном словаре ребенка в 1,2 раза больше слов, чем в активном ,  дети используют многозначные и короткие слова,  просьбу или обращение ребенок выражает одним междометием («Ав-Ав»-собака). Поэтому не стоит бояться коротких детских слов в этом возрасте, и можно самим разговаривая с ребенком употреблять их, но вместе с тем не забывать называть вещи правильно (Би-би,да правильно ты сказал, машина, би-би) .

Можно поиграть в игру называя себя  по имени (у мамы и папы в этот период имя мама и папа, а вот братишек сестренок и малыша называть своим именем). Скажите имя ребенка, показывая на него руками и подождите немного, можно повторить несколько раз, а потом скажите ма-ма показав на себя руками,не торопитесь, дайте малышу подумать.  Затем назовите имя брата покажите его и тоже сделайте паузу, так можно перечислить всех кто находится рядом. Так вы активизируете его мышление  и через время ребенок поняв связь  начнет сам звать по имени .

Говорить двусложные предложения  дети начинают, когда им необходимо более четко донести свое желание до взрослого. В этот момент можно начинать прикидываться дурочками и непонимать что конкретно ребенок хочет. «КУ- да кружка, вот стоит кружка, что ты хочешь? Ты хочешь кружку, дай дай кружку. Дай КУ». Таким образом вы пополняете активный словарный запас ребенка, и готовите к следующему этапу.

Приблизительно от 1 года 10 месяцев до 3 лет наступает следующий этап, когда дети от простых предложений  достаточно быстро переходят к  более сложным формам, приобретают навыки речи, которые помогают вести диалог. Усваивается порядок слов, падежи, речевые обороты. В этот период старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов интересуясь его впечатлением, мнением. Играйте с ребенком в сюжетные игры с игрушками разговаривая через персонажей.

На дальнейшем этапе формируется  более широкий круг общения, ребенок становится значительно самостоятельнее, развивается описательная речь. Происходит формирование правильного произношения звуков и развивается фонематический слух. Усваивается качество речи. В этом возрасте важно чтобы ребенок слышал грамотную и чистую речь. Зачастую детям очень нравится  просто звучание слов, словосочетаний,  эта особенность раннего возраста позволяет нам заниматься с детьми логоритмикой, проводить артикуляционную гимнастику,  заучивать всевозможные логопедические стишки и попевки. Хорошо в этом возрасте читать сказки примеры-эталоны поведения в той или иной ситуации.

Важно помнить, что в раннем возрасте  развитию речи  уделяется очень большое значение, но на данном этапе оно не заканчивается, ведь речь является не только средством общения людей, но и так-же формой человеческого мышления. Да и развивая ребенка можно развиваться самим. Как? Заучивайте стишки наизусть, придумайте пару рифм и сочините на них свою потешку, проводите артикуляционную гимнастику вместе с ребенком и получайте от этого удовольствие.

Добавляйте свой комментарий

Подпишись на обновления сайта. получай новые статьи себе на почту.

Один комментарий

  1. [...] о том, что сказки развивают логическое мышление, речь. А сейчас хотелось бы посмотреть на детские сказки со [...]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *