развитие музыкальных способностей детей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
развитие музыкальных способностей

развитие музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей детей

В младенчестве, организм ребенка не совершенен и психические функции  еще только формируются.  Если говорить о раннем развитии, то развивая музыкальные способности в детстве, формируются новые нейронные связи, повышается уровень интеллекта, задействованы моторные реакции.

В статье о развитии музыкальных способностей, будут даны  рекомендации, как  заниматься с ребенком в раннем и дошкольном возрасте и как постепенно подготовить его к профессиональному изучению музыки.

Итак, общие музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальная память, чувство музыкального  ритма, музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальность. Б.Теплов говорил о том, что в детстве о способностях судить рано, т.к. человек рождается  только с задатками, а не с готовыми способностями. И главным задатком, который служит толчком к изучению музыки является  музыкальность. Поэтому главный критерий определяющий успешное занятие музыкой в детском возрасте не музыкальный слух, музыкальная память и т.д. а именно наличие музыкальности.

Чтобы музыкальные способности развивались, обязательно нужна  музыкальная среда. От ее качества будет зависеть музыкальный вкус ребенка. Необходимо, чтобы дома звучала качественная музыка, она может быть не только классической, но и популярной . На мой взгляд, не стоит ребенка отрывать от современных музыкальных представлений, да и по наблюдениям, популярная танцевальная музыка за счет своей простоты очень нравится детям, но классики, все-таки, слушаем побольше. И, конечно-же, никакой агрессивной электронной музыки , детям это противопоказано!

Поем малышу

Пока ребенок совсем маленький пойте малышу сами коротенькие песенки глядя в глаза, улыбнитесь ему, пощекочите в конце или обнимите. Так,  Вы будете устанавливать контакт с ребенком и в памяти его будут откладываться положительные эмоции при пении, пройдет какое –то время и малыш, если песенки будут повторяться, даже начнет Вам подпевать. Очень часто дети, в семьях где часто звучит музыка, как только понимают, что сами могут издавать звуки, начинают произносить их нараспев.

 

Играем на музыкальных инструментах

Что еще можно использовать в раннем возрасте для развития музыкальных способностей. Различные детские (и не детские, например пианино) музыкальные инструменты. Поиграйте в них сами, спойте 1 строчку из песни, а сами  в этот момент ладонями стучите в такт по бубну, ребенок конечно сначала заинтересуется самим бубном на предмет пожевать, но через время, если Вы будете продолжать повторять упражнения он начнет стучать вместе с Вами. Тут главное вовремя похвалить и систематично продолжать дальше работать играть с малышом.

Танцуем вместе

Для развития чувства музыкального ритма еще хорошо поставить какую-нибудь танцевальную музыку и самой потанцевать при малыше, или вместе с ним на ручках, или просто покачать головой и плечами в такт при этом  улыбаясь ему. Когда мы двигаемся под музыку, мы начинаем больше ее воспринимать,  то есть мы ее отражаем, возникают эмоциональное переживание. А это уже активное восприятие музыки и как следствие развитие той самой важной нам музыкальности.  Уже в полгода, а иногда и раньше, дети начинают «пританцовывать» под музыку сидя в кроватке. С детками постарше, которые умеют ходить, можно уже танцуя делить музыку на разные части. Например: в песне на куплет делаем одно движение (бегаем), а на припев другое (кружимся). Это один из способов подвести детей более старшего возраста к понятию- музыкальная форма.

развитие музыкальных способностей детей. Танцуем вместе

развитие музыкальных способностей детей. Танцуем вместе

Поем и танцуем соответственно тексту

Можно петь песенки потешки и ритмично выполнять движения по тексту. Например: Ручки наши хлопнут, ножки наши топнут, весело попляшем, ручками помашем.

Играем в птичек и мишек

А если дома есть пианино, то совсем здорово! Подойдите к нему вместе с малышом и скажите что сейчас будет петь птичка она летит высоко высоко и звуки высокие и поиграйте в верхнем регистре. Ребенку обязательно захочется тоже поиграть, дайте ему это сделать, а затем скажите что вниз в яму провалился мишка и он внизу ходит вот так (сыграйте в нижнем регистре). Так вы повторите понятия высоко низко, а заодно подведете к определению «высота звука, верхний нижний регистр». Только начинать надо с контрастов, именно с высокого и нижнего, средний регистр (шла по дорожке кошечка) даем только после того, как ребенок хорошо начнет ориентироваться в «птичках и мишках».

Слушаем и анализируем музыку (желательно программного содержания)

То есть музыку в которой что то описывается, например, кукушка, дождик. Совсем здорово, если вы умеете играть на инструменте, а если не умеете то можно подобрать в записи и дать послушать ребенку вместе с ребенком послушать короткие детские произведения и обсудить какое по характеру произведение (не зацикливайтесь на грустно весело, пополняйте словарный запас детей, если сложно используйте словарь эстетических эмоций Ражникова), какой темп (быстро, медленно, меняется), динамика(громко , тихо, где громко вначале, середине и.т.д.) Надо понимать, что ребенок сразу отвечать Вам ничего не будет (да и не обязан). Эффект будет только если вы сами будете заинтересованы музыкой и сами будете обращать внимание на средства музыкальной выразительности (характер, темп и т.д.) Таким упражнением Вы анализируете музыку, и, тем самым. развиваете музыкальное мышление.

Играем в паровоз

Развивать музыкальный слух, и координацию между слухом и голосом можно таким упражнением. Скажите что к вам прибывает поезд и подудите на одной ноте Ду-ду-ду-ду-ду, затем на полтона выше, и еще выше, а затем скажите что он уехал далеко и его плохо слышно и надо спеть тихо, затем он приближается и петь надо сначала тихо постепенно увеличивая силу звучания.

Приемов работы над развитием музыкальных способностей детей очень много, для раннего развития я описала  те которыми  легче всего воспользоваться не имея самому музыкального образования. Все это иногда кажется очень серьезным занятием, но помните, какими бы важными не были в данный момент ваши намерения, приоритетной деятельностью для  детей в этом возрасте остается игра, поэтому будьте чуткими к настроению ребенка и играйте с удовольствием.

А если у Вас есть пожелания или вам хочется поделиться своими мыслями на это счет, обязательно  оставляйте ваши комментарии

Подпишись на обновления сайта. получай новые статьи себе на почту.

3 комментариев

  1. [...] после того, как вы освоите предыдущий материал (см Играем в птичек и мишек) .Ребенку предлагается отвернуться от пианино. [...]

  2. картинка забавная, мамочка в полете!!!

    у меня хороший слух и когда в садике проводили тесты, передали о музыкальном слухе моей маме, она бегом бежала со словами «Хватит одного музыканта в семье», музыкальная школа это серьезная нагрузка, а для души музыка — это здорово, вот жалею что играть на гитаре не научилась, хотя начать никогда не поздно.
    Танцевать деткам всегда полезно и координация развивается и чувство ритма! особенно хорошо заниматься творчеством вместе с родителями, здорово объединяет!

    • admin:

      Да, Татьяна, совместная деятельность правда хорошо объединяет. А на гитаре если Вам все-таки хочется, то можно и с колыбельных ребенку на ночь начать))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *