Детское экспериментирование в центре естествознания

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
экспериментирование

экспериментирование

Детское экспериментирование в центре естествознания

Сегодня у нас в гостях воспитатель в ДОУ, педагог высшей категории, Хинейко Марина Владимировна. На занятиях у Марины Владимировны интересно всем, не только детям, но и взрослым, если они там оказываются. Ребята с живым, неподдельным интересом и радостью посещают ее занятия.

Хинейко Марина Владимировна

Хинейко Марина Владимировна

- Марина Владимировна, в чем секрет, как вам удается так увлекать  детей на занятиях? Расскажите нам, пожалуйста.

- На самом деле секрета здесь никакого нет, просто есть основная движущая сила деятельности  ребенка, и сила эта – интерес. Только присутствие интереса ребенка к чему – либо может привести деятельность в само состоятельную.

Ребенок в своем развитии проходит по трем ступеням знаний, через :

  1. Ощущение;
  2. Восприятие  (зрительное и образное)
  3. Понятие – знание;

Из моего мироощущения и опыта работы с детьми я целиком принимаю китайскую мудрость:

« То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я знаю.»

Ребенок сам должен понять, открыть мир, получить знания  и тогда они будут верными, прочными, проверенными.  А мы должны помочь ему сделать это.

- То есть, если я правильно поняла,  Вы даете детям возможность самим совершать открытия?

- Да,  дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они  пытаются понять свой мир с помощью наблюдения, экспериментирования.  А естественная любознательность детей переходит в деятельность познания.

экспериментирование

экспериментирование

Мы обратили внимание, что большинство детей, причем любого возраста любят играть с песком и водой: плескаться, наполнять сосуды, наблюдать за плавающими и тонущими предметами, переливать из одной емкости в другую.  В песке дети с удовольствием копают, зарывают предметы, просеивают  и т.д. Вот почему меня заинтересовал центр естествознания, где мы совместили рекомендуемые по программе «Сообщество» центры: песок и вода, наука и природа.

Для этого мы создали развивающую предметную среду, которая включает в себя специальную мебель, оборудование, игрушки материалы и дидактические пособия, учебные плакаты и таблицы, а также произведения детской деятельности.

- Марина Владимировна, а  расскажите нам подробней  о том, как  центр естествознания способствует развитию детей?

- Развитие естественнонаучных представлений происходят в группе благодаря экспериментированию и наблюдениям.
Например: Что будет, если я железный гвоздь поднесу к магниту?; Что утонет, что будет плавать деревяшка или стекло?; Где быстрее растает снег в холодной или теплой воде?  То есть воспитателем дается постановка вопросов.

детское экспериментирование

детское экспериментирование

Наблюдаем мы любые формы, предметы, свойства, запахи, а так же ветер , тучи, температуру, и т.д., рассматриваем предметы в микроскоп, под лупой, наблюдаем за живым уголком.

Помимо наблюдения, сравнивание является обязательным элементом на любом моем занятии в центре естествознания. Например: Какой цвет картона чёрный или белый нагреется на солнце? В какую емкость больше поместится воды? Какие семена прорастут быстрее, дадут наиболее длинные ростки?

Использую сообщение. Например: Расскажи про бабочек?; Нарисуй цветущее дерево, Скажи нам, как разделить кучу из песка пополам?

Так же осуществляю изменения: Добавление красителя в воду; Положить одну из льдинок на снег, другую на ладонь.

Дети учатся классифицировать предметы в процессе выполнения  заданий. Например: разложить по разным  коробкам семена гороха и бобов; Разделить на две группы тонущие и плавающие предметы; Разложить разные виды бумаги и картона на пропускающие свет и не пропускающие.

Кроме того хочу отметить, что все эти игры с песком, водой гирями, магнитами способствуют развитию математических знаний. Дети учатся сравнивать вес  (сырой и мокрый песок, вес овощей и фруктов), измерять объем (сколько стаканов  поместятся в чайнике и кофейнике), закрепляют счет в составлении картографа,  подсчет найденных в песке детских игрушек и предметов, что больше, меньше, поровну.

эксперимент

эксперимент

У детей происходит физическое развитие, они осваивают тонкую моторику. Например: использование пипетки для накапывания красителя в банку. Классификация: иголочки от ели и сосны и т.д. Так же закрепляется координация пальцев, рук ( удержание скользких и мокрых предметов, попадание в воронку при переливании и т.д. Используется координация глаз –рука при рисовании на песке, раскладывание осенних листьев по размеру от маленького к большому, делание узоров капающей свечой воском и т.д.

Наши совместные игры-занятия развивают социальные и культурные навыки благодаря необходимости играть в коллективе, совместно придумывать ход игры, необходимости договариваться о роли в игре, делиться игрушками, уступать. Умению подождать или доводить начатое.

детское экспериментирование в центре естествознания

детское экспериментирование в центре естествознания

И конечно ребенок развивается эмоционально. Это сильный толчок к развитию ребенка, идеальное условие занять его, утешить в какой-либо ситуации. У детей возникает ощущение успешности и собственной значимости.

Обобщив все вышесказанное можно сказать, что в процессе исследования, наблюдения, экспериментирования дети приобретают новые умения, опыт в жизни.

Эти умения включают в себя:

- наблюдения;

- сравнивание;

- описание;

- предвидение;

- сообщение;

- классификацию;

- измерение.

А в результате дети получают организованную систему знаний о физическом и природном мире.

- Спасибо Марина Владимировна за такую подробную информацию о том, как влияет работа организованного Вами центра естествознания и экспериментальная деятельность на развитие детей. А мне в сою очередь хочется закончить интервью словами Марины Владимировны, в которых отражается весь ее подход к работе

Мне нравится моя роль – роль не просто воспитателя, в этом процессе моя роль помощника. Я могу подтолкнуть, усложнить игру, задачу, задав в нужный момент вопрос, дав при этом дополнительную информацию, могу добавить новые материалы, продемонстрировать игровое поведение. Мне необходимо задать тон и настроение в группе, от меня зависит эмоциональная обстановка. Если мне удается передать свой энтузиазм детям, то обучение превращается в необыкновенно интересный процесс.

естествознание

естествознание

При этом постоянно наблюдаю за детьми и использую свои наблюдения для индивидуальной работы с детьми. Если получается обстановка ориентированная на ребенка, инициативу к деятельности и открытиям проявляю и я и дети. Мы уравновешиваем друг друга, меняемся ролями, по очереди задавая вопросы и отвечая на них.

- Ведь согласитесь, так здорово, когда с детьми работают такие педагоги!

Подпишись на обновления сайта. получай новые статьи себе на почту.

13 комментариев

  1. Повезло детишкам с педагогом! Раньше родителям до всего доходить приходилось самим.

  2. да, замечательные занятия. спасибо за интервью.
    Действительно, очень важно, чтобы ребенок проявлял интерес.

  3. Дарья:

    Шикарная статья. Столько педагогического опыта в столь емкой и сжатой форме!!! Просто кладезь мудрости!

    • admin:

      Спасибо, Дарья, у этого педагога 17 летний стаж работы, широкий педагогический опыт и богатый внутренний мир.

  4. Побольше бы таких центров по всей стране!

  5. Какое счастье найти для ребенка педагога, увлеченного своей работой! Восхищаюсь такими людьми как Марина Владимировна!

  6. Марина Владимировна молодец и жаль, что таких людей в профессию педагогов приходит очень мало. Люди то у нас есть которые могли бы так работать. Но зарплата…. гонит их в другие сферы деятельности. И сколько не говорили бы о том, что с детьми должны работать любящие детей профессиональные педагоги. Кушать, красиво одеваться, раз в год ездить с семьей на море на зарплату педагога не реально. Хорошо если муж обеспечивает. А так сейчас (я не говорю о учителях пришедших в 70,80,90-е) именно сейчас в профессии остаются в большинстве посторонние люди.

  7. Очень увлекательно и познавательно. Мы сейчас озадачились поиском хорошего педагога, для небольших мастер-классов с детьми в детском магазине-клубе, и их оказалось не так уж и много. Точнее даже сказать очень мало, таких людей, которые смогли бы увлечь ребенка интересными занятиями!

  8. [...] задаешься таким вопросом, на ум сразу вспоминается интервью, которое давала Марина Владимировна, а точнее ее слова [...]

  9. Очень здорово, что существуют такие замечательные развивающие центры для детишек и такие чудесные педагоги. Играя дети гораздо лучше улавливают и усваивают информацию, поэтому то чем вы занимаетесь просто восхитительно !!!

  10. Как замечательно, что есть такие педагоги! Это настоящий талант!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *